Часто дети-инвалиды получают образование на дому, конечно, это с одной стороны оберегает их от часто изменчивого мира, но в этом случае они совсем не получают навыков социализации. В школах Читы уже который год практикуется инклюзивное образование, и даже создают специализированные классы.
К сожалению, иногда получается так, что дети инвалиды – будь это ментальные расстройства или же заболевания опорно-двигательного аппарата, изолированы от общества. Родители стремятся уберечь своё чадо от опасности окружающего мира и жестокости общества. Однако для его же блага стоит преодолеть этот страх, считает основательница специализированного класса школы № 6 Читы Елена Федосеева.
Елена Федосеева, куратор ресурсного класса школы № 6: «Когда дочери моей исполнилось 6 лет, я поняла, что такому ребёнку пойти просто обучаться в индивидуальном формате крайне сложно. Поэтому возникла идея. Практика других регионов показала, что это отличная практика для обучения детей с аутизмом. Благодаря комитету образования и директору школы номер 6 нам удалось это сделать».
В подобном классе дети с ментальными расстройствами проводят не всё своё время. Они принимают участие в школьной жизни. Некоторые особенные ученики отдельные дисциплины посещают с обычным классом. В школе номер 11 подход несколько иной, там обучаются не только аутисты, но и те, у кого проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Специализированного класса в этой школе нет, но есть психолог, который помогает детям с особенностями вливаться в коллектив и лучше концентрироваться на занятиях.
Лариса Миронова, педагог-психолог школы № 11: «Когда их приводят родители, они иногда просто говорят, сегодня у моего сына или дочки плохое настроение. То есть сами понимаете, я уже то, что запланировала, я перерабатываю уже под ребёнка, то есть я стараюсь больше дать ему разминки, чтобы он в бассейне сухом отдохнул, поиграл в песке. Более раскованно себя чувствовал».
Индивидуальный подход есть и при выстраивании образовательной программы.
Мария Котельникова, тьютор школы № 11: «Для каждого ребёнка своя программа, это всё зависит от особенностей заболеваний ребёнка. Как он сможет, сколько он может осилить. Мы отслеживаем со своей командой. Если у ребёнка идут улучшения, идёт хороший прогресс, то ребёнку естественно по заявлению родителей добавляются часы. Родители, допустим, пишут, прошу добавить два часа математики или русского языка, и на просьбу родителей мы откликаемся».
Инклюзивное образование можно получить в любой школе города Чита, педагоги прошедшие специальные курсы помогут ребёнку с ОВЗ не только усвоить школьную программу, но и социализироваться. Главное не бояться и довериться специалистам.
Даниил Ботвинский, Павел Карпов