Совсем скоро, 15 сентября, свой 30-летний юбилей отпразднует Агинская буддийская академия. Наш корреспондент Екатерина Бакшеева побывала в ее стенах и узнала, какие направления там считаются самыми востребованными и чем сегодня живет самая известная в регионе обитель сакральных знаний.
Тридцать лет назад, 15 сентября 1993 года для всех буддистов Забайкалья случилось важнейшее событие. Агинская буддийская академия открыла свои двери для будущих лам, врачей и художников. За это время из ее стен вышли тысячи монахов, которые разъехались по всему свету.
Чингиз Сультимов, ректор Агинской Буддистской академии: «Сейчас у нас всего три факультета. Факультет буддисткой философии, где мы выпускаем лам. Факультет восточной медицины и факультет буддисткой живописи».
Интересно, что тут обучаются и девушки, правда их набирают только на факультеты медицины и живописи. Но, так или иначе, обучение каждого студента тут начинается с главного помещения во всей академии – библиотеки.
Дмитрий, лама Агинского дацана: «Библиотека Агинской буддисткой академии – одна из самых крупных специализированных библиотек в стране. Мы собирали её начиная с 13-14 года, когда мы выиграли грант».
В библиотеке хранится больше сотни книг на разных языках о буддизме. Но самое интересное - в читальном зале. Это единственное в России собрание тысячи сочинений о буддийской медицине и астрологии на тибетском языке.
Дмитрий, лама Агинского дацана: «Тибетский язык. Но написано не просто на тибетском, а тайнописью. То есть, не всякий, кто знает тибетский язык, может прочесть это».
Следующее немаловажное место в академии - кабинет тибетского языка. Сейчас сложно представить, что когда то тут вели занятия. Ведь вместо привычных парт и стульев тут оборудовали целый швейный цех. Сделали это не случайно. Теперь этот кабинет служит напоминанием о страшной трагедии – пожаре, в котором в 2014 году сгорел главный храм Агинского дацана Сэгчен Дуган.
Дмитрий, лама Агинского дацана: «На протяжении нескольких лет, после того, как сгорел Сэгчен Дуган, его восстанавливали, включая внутренние убранства, и все, что вы видете в новом Сэгчен Дугане было пошито здесь добровольными швеями».
Кабинет тибетской медицины приспособлен не только для обучения. Тут же студенты и учителя занимаются обработкой и подготовкой сырья, которое активно используют в восточной медицине.
Батор, лама Агинского дацана: «Компоненты лекарственного сырья есть животного происхождения, здесь уже растительного и тут можно увидеть минерального. Все это сбирается круглогодично».
Интересно, что именно в Агинском дацане создали большую книгу рецептов тибетской медицины, которой сейчас активно пользуются лекари по всему миру.
Батор, лама Агинского дацана: «Очень большой блок выделен под процедуры. Существуют мягкие и жесткие процедуры. К жестким относится кровопускание. Ну и в рамках практики, практических занятий мы применяем здесь вот это».
Живопись – еще одно направление в академии. Будущие мастера древнего тибетского искусства подходят к каждой картине с особым трепетом.
Дмитрий, лама Агинского дацана: «Обучение проходит здесь под руководством преподавателя, вот это его работа, пока еще незаконченная, но он время от времени сюда приходит».
По словам ректора Чингиза Сультимова, учеников совсем немного, по сравнению с другими высшими учебными заведениями. Но выпускники академии сейчас сами преподают по всему миру и делятся самыми ценными и сокровенными знаниями с теми, для кого это по-настоящему важно.
Екатерина Бакшеева, Никита Дроздов