Поиск
СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ ДВОРНИКИ, УБОРЩИЦЫ НА НЕПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ (УЧЕБНЫЕ КОРПУСА). ТЕЛ: 8-914-140-26-63
КУПЛЮ АВТОМОБИЛЬ В ЛЮБОМ СОСТОЯНИИ. ТЕЛ: 8-914-350-33-50

Телеканал «Забайкалье» узнал тайну исчезновения со строек рабочей силы

14 июля 2023

Строить надо, но делать это некому. Сегодня в Забайкалье остро стоит вопрос нехватки кадров в строительной сфере. Телеканал «Забайкалье» решил провести на этот счет собственное расследование и выяснить причины исчезновения рабочей силы.

Асия Нигматзанова, инженер производственно-технического отдела строительной фирмы: «Я – инженер ПТО. Получается, я собираю исполнительную документацию, подаю ее в госорганы на проверку, я взаимодействую с участками. Если у них происходят какие-то вопросы по чертежам, я с ними, так сказать, взаимодействую. Считаю материалы на здание. Для меня посчитать кирпич – это…мне нравится этот день, когда он полностью занимает именно на расчет на здание. Для меня это вот… Это мое».

Асия в строительной компании уже около года и говорит, что влюблена в профессию. В отличие от нее Михаил после окончания университета решил пройти путь строителя с самого начала.

Михаил Мыльников, мастер строительно-монтажных работ: «Наиболее перспективно развивающаяся профессия сейчас. Работы квалифицированной много, как в городе, так и за его пределами. Поэтому выбрал именно строительство. (Не жалеете, что пошли не в офис, а вот сюда? – вопрос корреспондента) Нет, не жалею, здесь можно набраться опыта. И потом, в дальнейшем, возможно, уже работа в офисе».

Но таких ребят в нашем крае становится все меньше. Забайкальские выпускники обходят сферу строительства стороной, не желая класть кирпич в жару и мороз. Но так было не всегда. Когда в 1983 году Марина Мершеева – ныне заведующая кафедрой строительства Забайкальского государственного университета – сама заканчивала тогда еще Читинский политехнический институт, на ее потоке было 9 групп и выпускалось около 180 человек. Сегодня кафедра строительства ежегодно с трудом укомплектовывает 2-3 группы, выпускают, в лучшем случае, человек 30. И это при наличии бюджетных мест.

Марина Мершеева, заведующая кафедрой строительства ЗабГУ: «Было, наверное, проще с определением. Было много фильмов, по которым можно было понять, что это за специальность. Сейчас ребенок, когда выбирает специальность, он, естественно, выбирает из нескольких моментов. Из того, что ему нравится самому или у него есть способности. Из того, что он знает – а по фильмам юристы, экономисты, банковские деятели, там, психологи или еще что-то такое. Из того, с чем он сталкивается по жизни, например, учителя, медики. А что такое строитель, где он может работать, сколько он может зарабатывать и т.д., в принципе, наверное, не всем понятно».

Слабая профориентация и миграция в более крупные вузы делают свое дело. У нас учат не хуже, уверенна Марина Мершеева, и приводит в пример строительные династии Филоничей и Лопатиных, которые учились в Чите. Низкое количество поступающих обусловлено, по ее мнению, и процедурой ЕГЭ. Чтобы стать строителем, нужно сдавать профильную математику.

Марина Мершеева, заведующая кафедрой строительства ЗабГУ: «К сожалению, в последние годы после особенно пандемии у нас общая тенденция к снижению количества детей, которые сдают профильную математику. Т.е. если раньше сдавало процентов 40 ее, то теперь сдают 35. В этом году по Чите, насколько я знаю, 632 человека планировали сдать математику. Из них считайте половина уедут, и остальные пойдут в педагогический, экономический, инженерные специальности. Отсюда возникает вопрос набора на бюджетные места».

В региональном союзе строителей видят две основные причины сокращения рабочих кадров. Это, во-первых, исторический аспект. В начале двухтысячных существовала тенденция к привлечению в строительство китайских компаний. Дешево, быстро и работают командой – что может быть лучше? Русских на стройку в тот период вовсе не брали. Но после ухода граждан КНР оказалось, что своих кадров у нас просто нет. Вторая причина – заниженная заработная плата.

Лиана Шиллер, руководитель союза строителей Забайкальского края: «Просто рабочие у нас в пределах 30-40 тысяч получают на стройках. Инженерный состав в пределах 70 тысяч. Есть, конечно, 100 тысяч. Допустим, там ПТО – в пределах 100 тысяч получают. Сметчики тоже – там от 70 до 100 тысяч. Ну, вот в любом случае, я считаю, что это недостаточный уровень зарплаты для того, чтобы комфортно жить людям, брать ипотеки, какие-то кредиты на необходимые нужды и т.д. Я считаю, что в любом случае нужно пересматривать это все. Но это, опять же, все зависит от сметной стоимости договора».

Дело в том, что, например, статьи логистика и заработная плата практически не закладываются в сметную документацию. Решить проблему, по мнению Союза строителей Забайкалья, может переход на ресурсный метод расчета.

Сегодня строитель, это не столько рабочие руки, сколько грамотный IT-специалист. Но таких единицы. А Забайкалью, тем временем, нужно реализовывать мастер-план, тянуть газовые коммуникации, возводить новые социальные объекты, расселять куда-то людей из ветхого и аварийного жилья, устраивать сирот. Справимся ли? Вот вопрос.

Екатерина Пешкова, Сергей Миртов, Анатолий Тюльнев