Вопрос повышения заработных плат бюджетникам - стал самой обсуждаемой темой прошлой недели. Каким образом правительство региона планирует произвести беспрецедентный рост зарпалат, продолжим тему с первым заместителем председателя правительства Забайкальского края Андреем Кефером.
Ведущая: «В последнее время очень активно обсуждается тема повышения зарплат в регионе, что с ними происходит? О чём ваша инициатива?»
Андрей Кефер, первый заместитель председателя правительства Забайкальского края: «Эти концептуальные вещи давным-давно на слуху. Инициатива правительства состоит только в одном – повысить заработную плату по всем категориям работников, финансируемых из бюджета Забайкальского края. Линейку повышения мы уже со всеми обсудили. Все, как говорят, на пальцах прямо на расчетах объяснили, поэтому сейчас мы присутствуем, я бы даже сказал при историческом событии. С момента повышения заработных плат. Нужно сформировать правильные корректные расходные обязательства бюджета Забайкальского края, чтобы они полностью в полном объеме учитывались федеральным бюджетом. И вот в этом состоит нерв дня сегодняшнего, потому что все что сформировано по федеральным правилам. Оно учитывается в составе финансовой помощи, и мы говорим, повышая заработную плату, мы привлекаем дополнительные ресурсы на территорию края и это даст нам возможность в перспективе 24 года эти дополнительные средства опять направлять на повышение. То есть здесь мы делаем такой зарплатный маневр, который позволит – первое повысить зарплаты, второе – обеспечить эту историю ресурсами».
Ведущая: «Можно ли сказать, что этот закон завуалировал отмену районного коэффициента?»
Андрей Кефер: «Нет, никто ничего не вуалировал, и никто ничего не отменял на самом деле. Мы предлагаем переструктурировать моменты зарплатообразования. Очень простой пример. Я и вы получаем в месяц 10 условных денежных единиц, поменяв внутри вашей и моей заработной платы коэффициенты, и добавив сверху еще 5 условных единиц, и мы начинаем получать 15 денежных единиц в месяц. Вопрос из-за переструктурирования коэффициентов внутри, но с учетом повышения фондообразующих фонда оплаты труда. Ваша и моя зарплата повысится или нет? Ответ на мой взгляд очевидный, становится 15. И специалисты бюджетники, с которыми и я неоднократно разговаривал и на рабочих группах мы беседовали, очень многие говорят: «Андрей Иосифович, нам по большому счету все равно, что у нас находится. Какие коэффициенты присутствую внутри, нам самое главное, сколько мы получаем на руки». Если повышение будет и повышение будет реальное, то принципиально это самая главная задача, которую правительство должно выполнить. И я считаю, этим законом мы эту задачу ровно выполняем. Мы посчитали в среднем, естественно, насколько повысится заработная плата по категориям работников, я тоже об этом говорил, что в среднем это составит порядка 7-8 тысяч рублей в отношении каждого работника. Плохо это? Я считаю, что очень хорошо. При том уровне заработной платы 6, 7, 8 тысяч рублей, которые он будет получать в перспективе на начало 24 года – это история которую надо не просто говорить, объяснять, нужно брать просто-напросто и делать. Это самая лучшая вещь, которой нужно сейчас заняться».
Ведущая: «Есть ли договорённость с Минфином о выделении средств на повышении зарплаты? И каким образом это может быть сделано технически в середине года, когда бюджет на текущий период давно утвержден?»
Андрей Кефер: «Технически это можно сделать только таким образом, которым сейчас и делаем – сделать законопроект об увеличении заработной платы. Сейчас многие говорят: «А давайте мы просто дадим средства, и зарплата увеличится». Не увеличится. Фонд оплаты труда он посчитан, и он посчитан в соответствии с теми правовыми актами, которые у нас на территории края работают и добавить туда что-то невозможно, вернее не невозможно, нет оснований. Нет законных оснований. Чтобы появились законные основания, нужно принять решение, что мы будем делать. Увеличивать оклад, давайте увеличим оклад - это потребует дополнительных ресурсов. Мы эти дополнительные ресурсы готовы предоставить с учетом того, что Минфин РФ нас поддерживает и дополнительные средства будут выделены. Действуем абсолютно открыто, по-честному, как говорят, по-партнерски со всеми».
Ведущая: «Какие есть сложности при принятии законопроекта?»
Андрей Кефер: «Технических сложностей, их нет. Все, что нужно было прописать, согласовать, объяснить, мы все сделали. Сложности, наверное, больше такие даже не политического характера, а сложности заключаются в том, что отдельные партии, отдельные личности, боятся брать на себя решения, боятся брать на себя ответственность в данном случае. Очень хорошо кричать – правительство ничего не делает, давайте что-то делать, давайте решать вопрос. Давайте там зарплата низкая, но как только мы подходим к моменту принятия решения, то очень многие люди говорят, давайте позже, давайте не сейчас, давайте это вы без нас примете. Но без нас невозможно, без там инопланетяне, я уже говорил. Без нас решения никакие не принимаются. Никто за нас работать не собирается и не будет. Поэтому сложности заключаются в боязни ответственности, на самом деле, правительство этой ответственности не боится. Все, что мы доработали, все, что мы договорились, в том числе и с профсоюзами договорились, мы оформили законопроектом, вынесли этот законопроект на обсуждение. Пообсуждали, конструктивные предложения были. Я и профсоюзам не раз и не два говорил спасибо, потому что разработчикам закона, например, там мне в отдельных положениях законопроекта, который мы прописывали, эти вещи кажутся очевидными, а когда смотрит человек новым взглядом, они задают правильные вопросы. Мы хотели, чтобы законопроект не был громоздким, мы хотели его сделать немножко поменьше, но, тем не менее, те же профсоюзы сказали, объясните нам вот здесь, как будет, и мы это прописали, объясните вот здесь, как будет, и мы это тоже прописали, поэтому сейчас в настоящее время никаких вопросов, сомнений в части того, что заработная плата будет расти не осталось ни у кого. Остались только политические заявления, вот и все».
Ведущая: «Вот про политические заявления. Как бы вы могли прокомментировать позицию профсоюзов, вы как это видите?»
Андрей Кефер: «Раньше было хорошее слово – саботаж. Другим словом я это не назову. Мы пятницу, субботу и воскресенье с отраслевыми профсоюзами на базе отраслевых министерств по всей линейке специальностей посчитали. Были там вопросы по МРОТника, были вопросы по квалифицированным, по выслуге, по классному руководству – зарплата – это 115 тысяч человек, это очень много 115 тысяч тонкостей. Ну может быть не 115 тысяч, но 114 мы точно урегулировали, в том числе с участием профсоюзов. И на трехсторонней комиссии почему-то неконструктивное абсолютно поведение, причем, мотивировочная часть «мы против» была следующая: мы не видим, как будет повышаться заработная плата в 2024 году. Причем я даже предложил, давайте уважаемые товарищи, давайте тогда напишем, что правительство в 2024 году обязано повышать заработную плату, и эту мою формулировку профсоюзы не поддержали, то есть они сказали, правительство не обязано повышать заработную плату, что это за конструктивный или антиконструктивный подход. Я говорю, я не могу сейчас выдать на-гора четкие коэффициенты, насколько мы повысим на 5,6, на 6,8, не знаю, на 10%. Потому что обманывать народ в такой ситуации - это преступление. Поэтому мы говорим, мы будем повышать, проценты обговорим с вами дополнительно. Нет – мы вот этого не видим, поэтому против. В чем конструктив, я вообще не понимаю».
Ведущая: «Каковы гарантии того, что зарплаты действительно вырастут? И только ли зарплаты? Еще ведь есть отпускные, больничные?»
Андрей Кефер: «Было много разговоров, о том, что закон должен быть подкреплен источниками и мы это четко понимаем, потому что любой закон, законопроект без соответствующего подкрепления финансового это просто пшик на самом деле. Мы пошли проверенным путем, чтобы не обмануть ничьих ожиданий, мы сделали законопроект о повышении заработной платы и законопроект о внесении изменений в бюджет - эти два документа идут в связке. Этими изменениями мы предлагаем увеличить субвенцию на образование, а это заработная плата учителей плюс 490 млн рублей, дать 330 млн рублей муниципальным образованиям, чтобы они увеличили заработную плату работникам муниципальных учреждений, это и коснется муниципальных служащих, тоже вопрос достаточно больной – прошлый год дискуссия, помните, Александру Михайловичу вопросы, органы местного самоуправления теряющие каждый год какой-то процент, все-таки поднимем зарплату, то есть по всей линейке мы все предусмотрели, поэтому это самая главная гарантия, что этот закон идет не сам по себе, а в сцепке».