С мая по сентябрь по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 100 городах России проходит Всероссийский молебен о Победе. Мощи Небесного покровителя Русского воинства великомученика Георгия Победоносца увидят все регионы нашей страны. Уже сейчас Всероссийский молебен о Победе объединил огромное количество участников и это только начало. К общегосударственной акции с каждым днем присоединяются новые города, и везде у мощей Святого Георгия совершаются молебны о Победе. Подробнее об этом важном событии поговорили с гостем студии телеканала «Забайкалье» - митрополитом Читинским и Петровск-Забайкальским Димитрием.
Ведущая: «День церковного почитания Георгия Победоносца – 6 мая, стал началом путешествия мощей этого Великого святого по всей России. В чем главный смысл Всероссийского молебна о Победе, который в эти дни проходит по всем российским городам?»
Димитрий, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский: «Для того, чтобы понять главный смысл, мы должны знать почему Георгий именуется Победоносец. Это уж точно не потому, что он был военачальником, а он был таким и достаточно успешным поскольку занимал высокое положение. А поскольку, когда узнали, что он христианин, а он это смело исповедовал, зная, что ему угрожает смерть, и отстаивал эту веру, несмотря на те страшные мучения, которые он претерпевал, победа над страстями, победа над лукавым и сделал из него Победоносца. Нам на Руси память Георгия Победоносца еще знаменательна тем, что в 1945 году Пасха была 6 мая – день памяти Георгия Победоносца, и все верующие люди несомненно связали вот эти два события еще раз, поскольку Георгий Победоносец известен на Руси не только как покровитель воинства, как мы зачастую сужаем область его воздействия, а покровитель всей России, недаром он изображен на гербе и города Москвы, и всего нашего государства».
Ведущая: «Чем уникальна история почитания Георгия Победоносца?»
Димитрий: «Он великомученик, среди множества святых прославленных, известных как мучеников, великомучеников не так много. То есть те мучения, которые он претерпевал, когда его заставляли отречься от веры и принести жертву другим богам, были настолько велики, что даже в памяти тех, кто был ему современником, а они уж видели мучения – римская империя умела производить разного рода издевательства над людьми, вот эти великие мучения, которые он претерпел, среди них, кстати, было его живым зарыли в известь, чтобы заживо съела эта известь, растворился он в ней, но он вышел и оттуда победителем, и это еще и еще раз убеждало императора и его сподвижников в том, что колдуют, они думали, что это такой колдун великий и действовали именно против него так. Георгий Победоносец вот этим своим терпением преданности ко Христу обратил множество людей, в конце концов, это заставило прекратить мучения вот таким образом и он окончил свою жизнь усекновением мечом – ему отрубили голову. Так вот это великое множество людей, видевших его духовный подвиг, видевших его искреннюю веру, видевших его горение, желание остаться со Христом, при этом не проклиная, не обвиняя кого-то, а действительно нести свет веры – вот именно это запало в сердце нашему терпеливому русскому народу и поэтому очень часто они стали обращаться в молитве к этому святому и в результате он стал таким покровителем. Но при этом Георгий Победоносец – да, действительно, воинские победы, георгиевский знак, орден георгиевский связаны с его именем, но главная победа – это победа духа».
Ведущая: «Почему Георгий Победоносец изображается верхом на коне и убивающим змея?»
Димитрий: «В чудесах, которое описано в житии Георгия Победоносца, уже после того, как он отошел ко Господу, известно такое чудо – в одном из поселений недалеко от Бейрута стал являться змей, в жертву которому стали приносить людей: девушек молодых по жребию, и однажды этот жребий выпал на главу этого города, на дочь этого главы, и по ее молитвам явился Георгий Победоносец, который поразил этого змея, причем он его, строго говоря, не убил, он поразил ему гортань – эта девушка, которая стояла на берегу озера, из которого выходил этот змей, и своим поясом охватила его, как поводом, этого змея и поверженного змея – в город. И это настолько поразило жителей города, что они после этого стали креститься, принимать Христа. Он описал это чудо, но это было уже после смерти Георгия Победоносца, значительно в более поздний период. А само это чудо он совершил, находясь на коне с копьем в руках. Вот стали его изображать именно так».
Ведущая: «Кто в 2023 году привозит мощи Георгия Победоносца в города России? В чём смысл принесения мощей?»
Димитрий: «Молебен о победе – это общее делание, это нужно понимать и это не внутрицерковное дело. Церковь содействует тому, чтобы народ объединялся, потому что главная задача лукавого - это нас разъединить, что, кстати, мы сейчас и отчасти наблюдаем, когда выросло не одно поколение людей, которые забыли о той великой победе, которую совершил наш общий народ, народ-воин, народ-победитель. Те стран ныне, которые раньше составляли единый Советский Союз, стали забывать об этом. Вот и родились такие ужасные вещи, с которыми вынуждены военным путем сражаться, и поэтому молебен о победе - это объединяющее дело, в котором мы все должны потрудиться вместе для того, чтобы нам была возможность более концентрированно обратить свои молитвы. Святейшим патриархом было принято решение, а организовано в первую очередь членами всемирного русского народного собора, который уже не в первый раз подобные акции проводит и, действительно, радеют о том, чтобы Россия была крепкой, была мужественной и была победительницей».
Ведущая: «Можно ли невоцерковленным и неверующим людям принимать участие во Всероссийском молебне?»
Димитрий: «Мы все божьи дети. Не верующие, невоцерковленные - это наше разделение, это мы сами себя делим на тех, на иных, на других. У Бога этого разделения нет и к Богу может обращаться любой человек, в любом возрасте, в любом состоянии, в любом местоположении. Разделение – это задача лукавого. Задача Бога, задача церкви – объединить людей, и если у человека есть такое доброе желание, очень хорошо – пожалуйста, пускай приходит. Более того, мы вот в рамках того крестного хода, который будет у нас совершаться, мы призываем прийти с портретами своих родных и близких героев, как беря пример с бессмертного полка, пройдем полком героев, тех, кто побеждал в Великой Отечественной войне, в любых других сражениях, кто сейчас герои наши живые они, мертвые. У Бога все живы, поэтому нет разделения, кто хочет, пускай приходит, будем рады».
Ведущая: «Когда мощи Георгия Победоносца прибудут в Читу?»
Димитрий: «Пребывание в городе Чите предполагается 4 июля. Вообще в Забайкалье будут 4 и 5 июля. 5 июля мы планируем совершить переход в город Борзю и там совершить литургию и уже оттуда мощи будут возвращены и дальше следовать уже в Благовещенск. К нам они прибывают из Улан-Удэ, а далее следуют в Благовещенск. То есть 4 и 5 числа на территории Забайкалья эти мощи будут».