Что принес забайкальскому бизнесу непростой 2022 год и с чем приходится справляться сегодня? Накануне Дня предпринимательства поговорим с гостем студии - уполномоченным по защите прав и интересов бизнеса в Забайкальском крае Виктором Барахтенко.
Ведущая: «На ваш взгляд, на чем держится сегодня бизнес в Забайкалье? Если трезво оценить общее состояние среды, в которой он находится?»
Виктор Барахтенко, уполномоченный по защите прав и интересов бизнеса в Забайкальском крае: «Ну, начиная говорить об этом, необходимо отметить, что каких-то характерных особенностей для Забайкальского края я бы не стал выделять. А то, в какой среде, вы задаете вопрос, это характерные особенности в целом по России. Это, соответственно, продолжающаяся специальная военная операция. Это санкции, которые были введены. И связанные со всеми этими моментами издержки бизнеса. Это нарушение логистики. Это снижение товарного спроса. Ну и другие проблемы, которые испытывает бизнес. Это те сигналы, которые поступают в аппарат уполномоченного, сигналы, которые мы анализируем. На чем держится? Тут я бы сказал неправильно - держится. Больше, все-таки, за счет каких резервов пополняется бизнес. И внутренние резервы предпринимателей. И поддержка государства. Снижение налогового бремени с одной стороны и инвестиции с другой стороны. За счет этих составляющих и идет развитие бизнеса. В том числе и в Забайкальском крае».
Ведущая: «Что принес забайкальскому бизнесу непростой 2022 год, и с чем пришлось буквально смириться, чтобы жить и работать дальше?»
Виктор Барахтенко: «Знаете. На счет смириться – давайте с этого начнем. Общаясь с предпринимателями, я ни от кого из них не слышал слово смириться. Мне кажется, они даже такого слова и не знают. То есть, когда начинаются какие-то трудности, допустим, или переломные моменты, то каждый предприниматель ищет выход. Никогда еще я не слышал, чтобы смирился с ситуацией – это первое, да. А что принес малому бизнесу 2022 год? Вот мы посмотрели, проанализировали ситуацию. Ну, допустим, вот смотрите, если мы берем в сравнении доковидные год, 2018 год возьмем, у нас, конечно же, по сравнению с этими годами происходит уменьшение числа предпринимателей. В том числе – малого и среднего бизнеса. Но есть одно но. Если мы берем года послековидные, это 2022 и даже мы можем взять 2021 год. То отмечается первое – снижение числа ликвидируемых предприятий, то есть это то, что бизнес прекращает содействовать, и увеличение числа незарегистрированных предпринимателей. И в целом, малый и средний бизнес по сравнению с 2018 годом - снижение числа предпринимателей произошло не столь существенно. И более того, в связи с введением специального налогового режима – самозанятые. Мы можем даже сказать, что и увеличение у нас, допустим, плюс 17 тысяч самозанятых, и допустим, если мы говорим, было 26 тысяч малых и средних предпринимателей, то на сегодняшний день их 25 тысяч, даже ближе к 26 тысячам. То есть, по сути, я бы даже сказал, что увеличение. Конечно, малый бизнес испытывает те же самые издержки, что и в целом предприниматели по краю».
Ведущая: «Какие проблемы в нашем регионе на ваш взгляд носят уже системный характер?»
Виктор Барахтенко: «Вообще, когда мы подготавливали информацию по итогам работы за 2022 год, то мы выделили 18 сфер, в которых имеются системные проблемы для бизнеса. А в целом, когда я пришел на должность, и проанализировал все системные проблемы с 2014 года. Какие-то отходили, какие-то возникали. Это такой живой процесс, цикличный. В некоторой степени некоторые проблемы даже вернулись. И вот на сегодня бизнес выделяет более проблемные вопросы, которые мы обсуждаем. На уровне взаимодействия с государством. Это, допустим, не проведение лесоустройства. Это нелегальное предпринимательство. Это начисления на фонд оплаты труда. Это увеличение налогового бремени. Ну, вот такие, которые можно было бы выделить, и по которым ведется работа. Но по всем проблемам ведется работа. И аппаратом уполномоченного по взаимодействую с органами госвласти. И во взаимодействии с бизнесом. От бизнеса мы получаем сигналы, предложения, перерабатываем их и даем эти предложения, в том числе и в органы государственной власти. Какие-то рассматриваются, решаются. Такой вопрос долгосрочной перспективы».
Ведущая: «Если говорить о поступающих к вам обращениях, какая проблематика все такие по-прежнему лидирует? Судя по отчету за прошедший год – это алкогольная сфера».
Виктор Барахтенко: «Да, действительно, в 2022 году наибольшее количество обращений поступило именно в сфере регулирования алкогольной продукции. Также были обращения, связанные с малоформатной торговлей, также были обращения по вопросам земельных проблем, по вопросам налоговых правоотношений, и по вопросам взаимодействия с субъектами монопольной деятельности. И в текущем году у нас, конечно же, снизилось количество обращений в сфере алкоголя, существенно снизилось, но остаются проблемными вопросами – вопросы в сфере малоформатной торговли, налогового законодательства, и по вопросам земельного законодательства – это предоставление земельных участков в собственность, или в аренду. Это если выделять, то вот эти обращения. И, конечно же, остались обращения в сфере взаимодействия с субъектами монополии».
Ведущая: «А если говорить о взаимодействии – насколько эффективно сегодня выстроен диалог между бизнесом и властью?»
Виктор Барахтенко: «В целом, я бы хотел сказать, что он и был выстроен, но учитывая, что были ковидные ограничения, то не всегда получалось проводить этот диалог в очном формате. То в 2022 году было проведено много мероприятий в очном формате представителей бизнеса и власти. Во-первых, совет по развитию инвестиционного климата, который проходит под председательством губернатора Забайкальского края. Уже с 2022 года было проведено два заседания. Второе, это работа рабочих групп при министерстве экономического развития Забайкальского края. Такие рабочие группы созданы по большинству разных направлений – это и взаимодействие по земельным вопросам, и взаимодействиям в сфере энергетики, и административное давление на бизнес. И в каждой из этих рабочих групп участвуют представители бизнеса, в той или иной мере. И плюс еще на нашей площадке – это рабочие группы при уполномоченном, и при заседании общественного совета, на которой мы приглашаем как представителей бизнеса, так и представителей власти. Что хотелось бы отметить, что диалог, который идет на площадках, он носит конструктивный характер, то есть и бизнес, и власть нацелены на оказание помощи. В том числе и бизнес нацелен на оказание помощи органам власти в каких-то вопросах, и органы власти нацелены на оказание помощи бизнесу».
Ведущая: «Как раз на том самом общественном совете обсуждался механизм профилактических визитов. Однако, мне кажется, пока предприниматели банально не видят разницы между проверкой контрольно-надзорных органов и так называемой профилактикой. Или я не права?»
Виктор Барахтенко: «Действительно, мы столкнулись с такой проблемой, что представители бизнеса, я бы сказал, не заинтересованы, в проведении, в том числе, профилактических визитов. В целом же, профилактических мероприятий гораздо больше, но наиболее такими, которые были бы полезны для бизнеса, я считаю, это все-таки профилактический визит. Что касается профилактических визитов. Да, действительно, когда проводили общественный совет, мы выслушали представителей бизнеса, они указывают ряд факторов, в том числе я бы даже сказал в сфере мифологии, по которым они не всегда готовы к проведению таких визитов. Но я бы хотел обратить внимание, что все-таки цель проведения профилактического визита со стороны органов власти – это помощь представителю бизнеса, индивидуальному предпринимателю, выявить на ранней стадии какие-то имеющиеся нарушения, показать, как можно их устранить, в дальнейшем без применения каких-либо штрафных санкций. Мы совместно с Роспотребнадзором уже такие визиты проводили и планируем принять участие в проведении таких визитов при согласии субъектов предпринимательской деятельности и в других органах государственной власти. Это очень положительное влияние бы оказало, в том числе на соблюдение каких-то норм и правил. Да, действительно, есть такое. А из мифологии, то что я упомянул, некоторые предприниматели прямо указывают на то, что часть сотрудников контролирующих органы – молодые ребята или девушки, которые пришли на работу, и отсутствует багаж знаний. Но все-таки здесь не стоит забывать о том, что это же специалисты, которые прошли аттестацию, которые прошли обучение, которые в своем направлении, все-таки, являются специалистами. Они знают нормы права, правила и умеют их применять. Необходимо об этом помнить всегда. И все-таки здесь нужно этот стереотип, конечно, ломать».
Ведущая: «Забайкальский бизнес активно помогает СВО. Это какая-то консолидированная помощь, или кто чем может?»
Виктор Барахтенко: «Знаете, это и консолидированная помощь и кто чем может. Я общаюсь с представителями бизнеса, кто занимается этим, как вы сказали, консолидировано. И общаюсь с представителями бизнеса, которые самостоятельно оказывают такую помощь. Это различные виды помощи. Это и денежные пожертвования, и материалы, и подготовка автомобилей для того, чтобы в последующем отправить их в зону проведения специальной военной операции и принимать участия в специальной военной операции. И что радует, жители края также оказывают такую помощь совместно с бизнесом. Одно из последних – женщина сняла накопления, узнала о том, что проводится ремонт автомобилей, и на два автомобиля полностью закупили комплекты колес. Чтобы направить в зону специальной военной операции. Это то, что из последнего».
Ведущая: «Нужна ли помощь самому бизнесу в условиях СВО, поступали ли к вам обращения, например, от владельцев бизнеса, которые в экстренном порядке были мобилизованы?»
Виктор Барахтенко: «Конечно же, учитывая непростую ситуацию нужна помощь бизнесу. Это знаете, она нужна всегда, но сейчас, в условиях проведения специальной военной операции, конечно ж, бизнес нуждается в такой помощи особенно. Это даже снижение налоговой нагрузки, налогов, сборов, вот в такой части. И соответственно, конечно же, инвестиции. Чтобы бизнес в дальнейшем мог развиваться. Что касается обращений, именно обращений от мобилизованных к нам не поступали в аппарат. К нам поступали и поступают обращения по вопросам бронирования. То есть, у нас есть специалисты узкого профиля, которые могут заниматься какими-то вопросами. А так, если взять вообще обращения от бизнеса, какие к нам поступают, это, например, вот обращения по вопросам предоставления земельных участков – поступило, посмотрели, собрали рабочую группу и уже в 2023 году помогли предпринимателю получить земельный участок, чтобы он имел возможность дальше развивать свой бизнес. Или, допустим, поступало обращение по вопросам подключения электроэнергии, подключения электроэнергии от предпринимателя. Также вот мы собрали рабочую группу, проанализировали ситуацию, и в ходе проведения рабочей группы выяснилось, что в принципе, там были некоторые противоречия устранены в ходе беседы, и соответственно, сейчас уже, надеюсь, что механизм закрутился, завертелся, работа прошла, и предприниматели увеличат мощность и будет уже дальше развиваться. Или был интересный с точки зрения правоприменительной практики пример, когда предприниматели обратились за защитой по поводу того, что им устанавливали по рыбе. Те предприниматели, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, то, так сказать, у нас несколько бассейнов у нас есть. То есть Амурский бассейн, Байкальский бассейн. И те, которые оказывают негативное влияние на Амурский бассейн, им предписывалось выпускать мальков в Байкальский бассейн. А это, по мнению бизнеса, удорожание. Мы обратились в прокуратуру, и прокуратура встала на защиту бизнеса, были внесены представления, в настоящее время они находятся на стадии рассмотрения. Круг вопросов достаточно широк, с которыми обращаются сейчас предприниматели, но по каждому стараемся помочь. Не всегда получается, но все-таки помогаем этим».
Ведущая: «Так или иначе, вы подвели некие итоги 2022 года, а какие цели и задачи вы ставите лично перед собой на этот год?»
Виктор Барахтенко: «Основная цель и задача – это узнаваемость. С чем мы столкнулись: мы столкнулись с тем, что не все предприниматели в районах края и в Чите знают о том, что есть институт бизнес защитника, не все предприниматели знают о том, что бизнес защитник сменился. К нам поступают до сих пор обращения на имя Бессоновой Виктории Викторовны. И основная цель – узнаваемость. А вот задачи, которые мы будем решать – это как раз решение вопросов и системных проблем, и разрешение обращений, и тогда уже, по моему мнению, бизнес будет общаться друг с другом, рассказывать, ну и соответственно будет узнаваемость. И что самое главное – повлечет за собой больше обращений в наш адрес и решение большего числа каких-то проблемных вопросов. То есть вот, через вот эти моменты мы и планируем работать в этом году».
Ведущая: «Чего бы лично вам хотелось пожелать забайкальскому бизнесу?»
Виктор Барахтенко: «Во-первых, я бы хотел, самое главное, поздравить предпринимателей с наступающим профессиональным праздником. 26 мая – День предпринимателя. Он был утвержден указом президента Российской Федерации в 2007 году. И поздравить с данным праздником. Пожелать, чтобы все-таки была стабильная ситуация. Доходы стабильно шли в рост. И соответственно бизнес развивался. То есть вот такие пожелания бизнесу. Ну и традиционно, я бы пожелал бизнесу, что, когда предприниматель или представитель юридических лиц сталкиваются с какой-то проблемой, или предвидят, что проблема может возникнуть, чтобы они обращались как можно раньше в аппарат уполномоченного по вот этим вопросам, чтобы у нас была возможность как можно раньше эти вопросы разрешать. Ну это уже традиционно мое такое пожелание».