В Забайкальской столице завершился Всероссийский конкурс для молодых журналистов «МедиаВызов». В этом году организаторы постарались, и в буквальном смысле стерли все временные рамки и часовые пояса, расширив возможности для прямого общения, будь то мастер-класс или разбор районных газет в одной из редакций. Посредством современных технологий экспертами Медиавызова стал преподавательский состав ведущих вузов страны, а декан факультета журналистики МГУ, профессор, доктор филологических наук, академик Российской академии образования Елена Вартанова и вовсе приняла личное участие на каждом из этапов образовательной программы.
Ведущая: «Как вы относитесь к страшилке про нейросеть, которая совсем скоро окончательно окрепнет и заменит собой всю редакцию?»
Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, профессор, доктор филологических наук, академик Российской академии образования: «Сегодня действительно надо различать два направления в работе нейросети. Одно – такое прагматическое: нейросеть может что-то делать для журналиста. «Роботы» уже пишут новости о погоде или информацию о спортивных соревнованиях, но это сырая заготовка, с которой должен работать профессионал, журналист. Нейросеть может выполнять какие-то элементарные функции, она может стать помощником журналисту - освободить от рутины. Освободить от какой-то ненужной, нетворческой работы. Но даже, если мы посмотрим на те задачи, которые ставятся сегодня нейросети - тут только естественный интеллект справится, искусственный должен помогать. Но опасности возможно есть! Но уже сейчас простой антиплагиат, применимый для проверки студенческих дипломных и курсовых работ, способен определить куски, которые как будто бы написаны искусственным интеллектом. Для любых технологий всегда найдется технология, которая их проверяет, но здесь очень важно помнить, что только естественный интеллект способен поставить задачу и проверить ее выполнение. Поэтому нашим журналистам не следует расслабляться, но и волноваться. Надо просто повышать свой уровень энциклопедизма, грамотности и технологического мышления. Поэтому мы сейчас внедряем в наш учебный курс «Основы программирования», «Основы математического анализа». Журналисту надо становится технократичным».
Ведущая: «Журналист нового поколения – это кто? Как в этой гонке не потерять лицо? Смыслы? Логику? Правду? Не уронить престижа профессии? Престижа высшего образования?»
Елена Вартанова: «Как не потерять лицо журналистики? Учитывая все новые тенденции, опираясь на технологические инновации нужно помнить о миссии профессии, помнить о ее смыслах. Журналист работает не для технологий, технологии работают не для журналиста. Все работает на аудиторию. Аудитория – это общество, аудитория должна получать от журналистики сегодня в еще большей степени то, на что журналист подписывается, принимая на себя этот функционал: достоверную повестку дня. Именно журналист формирует повестку дня и показывает обществу, какие информационные приоритеты сегодня есть, на что мы должны обращать внимание. Именно журналист фильтрует информацию. Теория привратников (гейткипиров) – одна из самых главных для журналистики: в том объеме информации, которую современная технологичная среда сегодня формирует, именно журналист найдет достоверное, нужное, приоритетное и откроет «калиточку» именно для этих новостей. Журналистика - это прекрасный социальный институт, который невозможен без корней. Корни журналистики надо знать, поэтому сегодня уходя во все технологии, осваивая современные гаджеты, устройства, цифровые инструменты, привлекая новые формы взаимодействия с аудиторией, надо не забывать, для чего существует журналистика. Отнюдь не для зарабатывания денег, хотя от этого тоже не уйти. Она существует для информирования и просвещения своей аудитории».
Ведущая: «Нет ли ощущения, что пора вводить дисциплину, связанную с описанием действительности в рамках СВО?»
Елена Вартанова: «Мы всегда за этим очень тщательно следим, геополитические реалии меняются даже на протяжении 21 века, прошло только 23 года, а мы уже несколько раз корректировали дисциплины, связанные с пониманием геополитики, внешней политики и с пониманием роли журналистики. Мне кажется, может и не стоит делать какие-то специальные курсы, но в рамках существующих – нужно постоянно обновлять то понимание реальности, в котором оказывается сегодня наша страна. Например, мы радикально обновили курс «Журналист в экстремальной ситуации». Курс существует уже более 10 лет, но в этом году мы дополнили туда новые темы, связанные с работой военкора, мы добавили туда воспоминания военкоров в видео и аудио форматах. У нас записал свою лекцию председатель союза журналистов России, известный журналист - международник Владимир Геннадьевич Соловьев, который рассказал о своем опыте военкора. Ну, и конечно, когда мы говорим об основах журналистики, мы обязательно связываем деятельность журналиста с политическими реалиями, с СВО в том числе».
Ведущая: «Учите ли вы студентов отличать фейки от истины, манипуляции от достоверных сведений? Мне кажется, это сегодня тот навык, которым должны мастерски обладать не только журналисты, но и все здравомыслящие люди в нашей стране».
Елена Вартанова: «Что касается подготовки наших студентов к жизни в цифровой среде, наполненной фейками, манипуляциями, наполненной психологическими провокациями против российских ценностей - мы начинаем уже с 1 курса и в курс «Основы журналистики» добавлены лекции «Как разоблачать фейки» и на семинарских занятиях преподаватели вместе со студентами этим занимаются и дальше по всей цепочке. Мы не делаем фейк, как отдельное от журналистских практик явление, мы рассматриваем фейк в контексте работы журналиста с источниками».
Ведущая: «Новые реалии последнего десятилетия довольно ощутимо испытывают на прочность традиционные медиа. Как вы лично к этому относитесь? Какая позиция у главного вуза страны на этот счет?»
Елена Вартанова: «Технологический прогресс всегда лежал в основе развития медиа. От газеты мы плавно за век перешли к радиовещанию, а потом буквально за несколько десятилетий добавилось телевидение и уже через 10 лет интернет начал входить в жизнь медиасистемы. Так что трудно изолировать медиа и технологии. И не нужно, потому что тогда бы мы не имели тех возможностей, которые сегодня дают нам медиа. Очень важно отметить – на каждом этапе технологического преобразования, а теперь оно называется цифровым преобразованием, мы видим появление у СМИ новых возможностей, новых сущностей и даже новых опасностей. Поэтому мы принимаем это как естественный процесс развития, мы стараемся поставить это в контекст социального развития, что очень важно. Медиа – это ключевой институт жизни общества, и, если бы не медиа, общество не знало бы о себе ничего. Главный вуз страны – МГУ им. М.В. Ломоносова, которому через пару лет исполняется 270 лет, всегда на острие научного, технологического развития, совершенствования учебного плана».