Связаться с нами:

Связаться с нами:

Памятники архитектуры на улице Лермонтова в Чите растворились под слоем человеческого безразличия

В Чите больше 400 объектов культурного наследия. На небольшой, но самой центральной улице города, из семи памятников, как минимум, три находятся в плачевном состоянии, а о существовании двух из них большая часть горожан даже не догадывается.

Добрая половина из более чем 400 памятников культурного наследия Читы выглядит как никому не нужные заброшки. Улица Лермонтова небольшая, всего 4 квартала, но она скрывает в себе сразу несколько архитектурных объектов. Скрывает в прямом смысле, потому что, даже проходя мимо, не каждый заметит здесь притаившиеся деревянные и каменные шедевры, например, усадебный комплекс Леи Бард.

Олег Исаев, экскурсовод: «Постройки 1910 года. В комплекс усадебный входил жилой дом деревянный, рядом с которым мы находимся, магазин чуть в глубине улицы и каменные склады. Все три объекта, они все, безусловно, интересны с архитектурной точки зрения и, конечно, являются памятниками архитектуры, они являются памятниками регионального значения, этот статус у них есть, но он не даёт никакой преференции в плане отношения города, властей города к этим самым объектам».

Жилой дом торговки Леи Бард в 2018 году пережил пожар – некогда самый ценный элемент здания – парадный вход, сейчас всего лишь груда обуглившихся досок. Кровля, там где она ещё есть, вздыблена, а уникальные архитектурные элементы и вовсе заколочены.

Олег Исаев, экскурсовод: «Называется в архитектуре пилястры. Не путать с пиастрами, которые у Стивенсона. Вот эти пилястры они идут как элемент декора, полуколонна, выступающая по фасаду. И верху они фиксируются такими вот капителями. Такими вот орнаментальными украшениями. Восстановить это сейчас можно? Можно. Это будет новодел, а этому уже более 100 лет. Это совершенно разные вещи».

Не все горожане знают о существовании еще одного памятника, увидеть его можно, пройдя во двор. Каменная постройка – магазин Леи Бард, где она продавала ювелирные украшения. На контрасте с деревянным зодчеством - стиль модерн. Ризалиты, аттики, лепнина – сегодня будто растворились под слоем человеческого безразличия.

Олег Исаев, экскурсовод: «Вот посмотрите – вот это вот ризалит угловой, который выделяет здание. Над ним башенка. Башенка, кстати, частично уже утратила свои особенности того времени, то есть, когда был ремонт, её перекрыли кровельным железом, таким стилизованным под чешую, а здесь была железное покрытие в стиле шашек того времени, начала 20 века».

Шпиля на башне давно уже нет, лепнина в виде львов вот-вот тоже исчезнет, водосточная труба не помогает, углы давно гниют. Третий элемент комплекса – кирпичные склады - спрятали за решеткой и колючей проволокой, словно наказали памятник, а не тех, кто за ним не ухаживает. Даже предупреждающие таблички на этом комплексе висят для вида.

Олег Исаев, экскурсовод: «Ремонт нашего драмтеатра, горячо любимого, безусловно, обошёлся в сколько там? Миллиард? Миллиард двести? Полтора? То есть, огромные суммы находятся на реставрацию и реконструкцию каких-то объектов. Вот для того, чтобы сделать реставрационные работы на таких, как мы видим здесь, на примере усадьбы Леи Бард, нужно на порядки, на два, на три порядка, на четыре меньшие суммы».

Суммы может быть и меньше, но из-за настолько запущенного состояния усилий по восстановлению потребуется намного больше, и, видимо, именно это пугает городскую администрацию, а пока памятники культурного наследия вынуждены просто доживать своё.

Евгения Петина, Анатолий Тюльнев

Поделиться

22:14, 21.03.2023

Заказать рекламу