Главная задача колонии - исправление осужденных, один из главных методов - труд. В ИК-1 Нерчинска, кроме уже привычных направлений производства, выращивают грибы. Пока объемы не большие, но уже к лету планируют продавать свежие вешенки населению.
Определенная температура и влажность, которые искусственно поддерживаются здесь – именно такой микроклимат необходим для выращивания вешенок. Сначала солому пропаривают, обрабатывают известью, чтобы обеззаразить, уже потом в нее добавляют мицелий – так называют грибницу. Все перемешивают, фасуют по пакетам, подвешивают и ждут две недели – именно столько занимает весь процесс до сбора урожая. С одного такого пакета можно собрать урожай 4 раза. Грибами занимается пока только один осужденный, более массовая занятость в швейном цехе. Здесь работает 15 человек в смене.
Эдуард Назаров, осужденный: «Мы делаем лекало, вырезаем, то есть это будет нательное белье теплое шиться. Я на воле сталкивался, приходилось шить в домашних условиях на машинке, сюда пришел – уже знал, чем буду заниматься, то есть у меня желание было такое уже. Да оно везде потом пригодится шитье, шьют же есть ателье, кто-то уходит в ателье работать, кто-то создает свой бизнес, конечно, пригодится».
Другое направление производства - станция технического обслуживания. Здесь берутся даже за самые сложные случаи – вот, например, 401-ый москвич 1953 года. Механики не сомневаются – к 9 мая поедет.
Сергей Самойлов, осужденный: «Из металла просто гнем и восстанавливаем, и приводим в первоначальный вид. Соответственно, которые детали сгнили, их изготавливаем сами руками своими, а все остальное дело фантазии и техники. Ну а двигателя - это же все есть, какие-то запчасти с каких-то других машин подходят взаимозаменяемые».
Сергей до колонии работал в разных местах, с техникой сблизился уже за колючкой.
Сергей Самойлов, осужденный: «Здесь я нахожусь год всего, пришел я сюда с Шаргопа по перережиму, а сижу восьмой год уже. Не знаю, может сейчас на исправ работы отправят, вроде разговаривал со всеми, может отпустят, не знаю, на все воля Божья и администрации».
Вера Асадуллина, Антон Носов