С начала года в забайкальской системе исполнения наказаний функционирует два исправительных центра. По условиям содержания они больше похожи на общежития с условиями для ресоциализации, чем на колонию, и попасть сюда можно только за примерное поведение. Герою нашего следующего сюжета повезло - в начале декабря суд вынес ему решение о замене неотбытой части срока на более мягкое наказание в виде принудительных работ в одном из таких центров. И это несмотря на то, что гражданином России он не является.
Цуй Чани, осужденный: «Капуста почищена, морковка почищена. И сюда передаешь. Это чистый цех, получается. И лавровый лист, и черный перец, и соль. Будут здесь варить рассол. И рассол будет 70 градусов. И зальешь в банку, будет 100 градусов. И потом зальешь и начинаешь крышкой закатывать. И всё. И рассол уже будет 70 градусов. Мы потом дальше передаем сюда».
На этой кухне осужденный Цуй Чани чувствует себя хозяином. За время работы консервного производства в исправительной колонии № 8 поселка Карымское он сумел не только проявить свое трудолюбие, но и организаторские навыки. Гражданина Китая, попавшего сюда в 2016 году за перевозку наркотиков, по-русски зовут Юрой, он не нуждается в переводчике и в его подчинении находится целый цех.
Цуй Чани, осужденный: «Сюда пришел. И изначально не понимали, чем занимать, что мне делать. Можно сказать, куда идешь, сам не знаешь. Посидел маленько. И пацаны рассказали, что здесь что-то интересное есть – можно работать».
Работа в любой исправительной колонии всегда приветствуется. Но на пути к официальному трудоустройству у Юрия возникло много сложностей, начиная с незнания языка и заканчивая отсутствием образования и необходимых документов. Борьбу за возможность учиться и работать вели всей колонией, и после оформления СНИЛС и ИНН, а также получения специальности, гражданин КНР приступил к труду. Еще совсем недавно Юрий решил подать ходатайство о переводе в исправительный центр с более мягкими условиями содержания.
Алексей Кузнецов, начальник Исправительной колонии № 8 пгт. Карымское: «Неважно кто ты – иностранец, либо гражданин РФ – ты равен перед законом, перед исполнением закона, и правами ты обладаешь абсолютно теми же самыми. То есть да, здесь попробовали. Нас в первую очередь налоговая инспекция услышала, когда выдавала нам на Юрия ИНН. И в дальнейшем постараемся его перевести либо там в Краснокаменск, либо в Нерчинск на УФИЦ и он свои навыки и способности будет уже показывать не только среди осужденных, но и среди уже спокойных гражданских людей».
Со своей семьей Юрий не общался 9 лет. Дома, в Китае, без него уже выросли дочка и сын, но связаться с ними у осужденного нет никакой возможности – приехать в другую страну для его жены очень дорого, средства связи здесь запрещены, а писать письма можно только на русском. В исправительном же центре пользоваться телефоном можно, там у Юрия появится и возможность помогать родным финансово – честно, уже не нарушая закон.
Цуй Чани, осужденный: «Для меня сейчас очень важно. Не для себя, для семьи. Я что хочу сказать, единственное сейчас, когда буду дома, я бы рассказал, как Россия там, как жил, как дружно жил, и мне как помогали, и как меня уважали».
Екатерина Пешкова, Антон Носов