Чита – город с богатой историей. В краевой столице насчитывается 13 памятников архитектуры федерального значения и около 50 регионального. Однако не все они предстают перед читинцами и гостями города во всей красе, а некоторые и вовсе спрятались за высокими деревьями и их ветвями. Почему стоит обратить внимание на эту проблему и какие памятники уже находятся под угрозой?
В Чите 13 памятников архитектуры федерального значения, один из них – дом архитектора Никитина. Двухэтажный особняк построен в начале 20 века по собственному проекту Гавриила Власьевича. Он был большим любителем необычных форм, поэтому и дом стал уникальным сочетанием эклектики. В разные годы здесь была резиденция Атамана Семенова и библиотека имени Пушкина. Без присмотра все это время росли и деревья, которые совсем скоро скроют за собой весь каменный шедевр.
Олег Исаев, экскурсовод: "Вот мало того, что эти деревья, они просто закрывают вид на этот уникальный памятник, и рядышком построен корпус ЗабГУ. Ну, естественно, ничего с ним не сделать, ничего не снести, ни перенести. Но деревья-то обрезать и прекратить это разрушение здания – неужели это так сложно? Вот вы посмотрите, здесь ветви этих деревьев, они уже проходят сквозь балконные решетки, они ломают штукатурку, они корежат карнизы. Это вообще как, это что такое?"
И если в золотой осенней листве это выглядит еще более-менее, то без них особняк выглядит как дом с привидениями, но наверняка даже призрак самого Никитина отказался бы тут жить.
А это уже одно из творений Гавриила Власьевича – доходный дом Мануэля Труфанова, 1902 года постройки - первая каменная гостиница в Чите – здесь их было сразу четыре – «Сибирь», «Сибирские номера» и «Японские номера», «Эрмитаж». Кирпичи, кстати, тоже местные – с завода Игнатьева. Позже здесь находилась первая торговая биржа, после революции – биржевая артель, штаб казачьей дивизии, совпартшкола и молодежное общежитие.
Олег Исаев, экскурсовод: "Кстати говоря, справа от него была построена в 50-е годы совпартшкола, уже советский вариант, в таком чистом, классическом, сталинском стиле и соединено оно было, эта совпарт школа, дальше с домом Бергута, Фаингольда Бергута. Это федеральный памятник, и получился такой целостный ансамбль архитектурный. И вот попробуйте сейчас на него отсюда посмотреть. Его просто нет, его не видно".
В этом же случае опавшие листья хотя бы немного открыли вид на здание. А здесь ведь и необычные коллонады, и фронтон, и кованое ограждение балкона, которым уже более 120 лет. Помладше Доходного дома Труфанова так называемый "Дом маршалов" – первая сталинка в Чите, построенная еще до штаба округа и Дома Офицеров. Строение было предназначено для высшего комсостава, здесь же жили в свое время маршал Конев и маршал Малиновский.
Олег Исаев, экскурсовод: "Вот скажите, вы в детстве сказки Шарля Перро любили? Вот наша администрация видимо тоже их любила, и вот решила их воплотить в действительность, в жизнь. Потому что как там написано: «Долго принц шел по дремучему лесу, и вот, наконец, ветви расступились, и он увидел замок». И вот здесь эти дремучие ветви замок закрывают полностью и, чтобы его увидеть, надо даже неизвестно откуда зайти, чтобы он показался, и чтобы ветви расступились".
Сам дом выглядит неплохо, время от времени тут проводят ремонт. Чего не скажешь об этом здании в еврейском квартале города. Жилой дом 1890 года - бывшая сахарная фабрика, однако сейчас жизнь у него совсем не сахар, а скорее жженая карамель, ведь он неоднократно горел. Теперь ему тоже серьезно угрожают деревья.
Олег Исаев, экскурсовод: "Вот вы посмотрите на это дерево, которое вот здесь вот у меня за спиной. Во-первых, оно растет из здания. Это раз. То есть, помимо того, что оно разрушает стену, оно же, конечно же, и фундамент, и все, что там в подвале оно же корнями все это крушит. А второе – вы посмотрите на это дерево – это же убожество, это ужас, на него же смотреть невозможно, оно же больное насквозь. Возникает вопрос, кому эти зеленые насаждение нужны".
Экскурсовод Олег Исаев совсем не против деревьев – наоборот, активно борется за то, чтобы Чита оставалась зеленым городом. Однако, у всего должен быть порядок, тем более, когда под вопросом стоит не только эстетический, но и исторический облик краевой столицы.
Евгения Петина, Павел Карпов