Похороны вариативности или ключ к единому образованию? С 1 сентября во всех школах России вводятся Федеральные основные общеобразовательные программы – единый комплекс учебно-методической документации от федеральных учебных планов до рабочих программ по предметам. Для чего - узнавала наша съемочная группа.
Уже больше 30 лет Светлана Лапина работает с самыми маленькими школьниками. Вспоминает, как однажды в связи с переездом сменила место работы. Пришлось привыкать ко всему: новым порядкам, новым традициям и новой программе. И, если ей – опытному учителю – потребовалось немало времени для адаптации, то каково ученикам начальной школы, переезжающим в другой город? Ведь даже в одном учреждении методические материалы могут варьироваться от класса к классу. Упростить задачу могло бы введение единых учебных программ по всей стране.
Светлана Лапина, учитель начальных классов ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат»: «Это, прежде всего, будет экономия времени для ребенка, экономия времени для педагога при переходе ученика в другое образовательное учреждение. Это либо в черте одного города, либо при переезде в другой регион».
Именно такое нововведение, которое гарантирует, что каждый школьник получит одинаковое образование независимо от места проживания, ждет нашу страну уже в сентябре. В России с нового учебного года начнут внедрять Федеральные основные образовательные программы.
Ольга Поздеева, начальник управления общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края: «Федеральные основные общеобразовательные программы разработаны для всех уровней: начального, основного и среднего общего образования. Предполагают внедрение федеральных рабочих программ на уровне начального общего образования по таким предметам как «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». А также на уровне основного и среднего общего образования по нескольким предметам – «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Обществознание» и «ОБЖ».
На федеральном уровне появятся и единые линейки учебников, и единая система оценки знаний. Но выбор у школ все же остается. Например, образовательное учреждение сможет само определить для себя режим работы - 5 или 6 дневную рабочую неделю - и решить изучать ли, например, второй иностранный язык. Кроме того, многое, как и всегда, будет зависеть от учителя.
Светлана Лапина, учитель начальных классов ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат»: «Мы одним учебником, конечно же, не ограничиваемся на уроках. Стараешься с детьми и их вовлекать в деятельность. Работаем с ними командой, работаем группой. Творческий учитель – он никогда не ведет уроки только по одному учебнику. Его главной задачей является не передавать готовые знания ребенку, а развивать исследовательский интерес учащихся».
Цель школы и учителей останется прежней – показать детям, как можно добывать знания. Федеральные основные общеобразовательные программы, по мнению разработчиков, должны гарантировать определенный минимум знаний для школьников. Верхнюю планку он не устанавливает.
Екатерина Пешкова, Павел Карпов, Анатолий Тюльнев